21.10.2015 состоялось заседание Научно-методического экспертного совета

21.10.2015 состоялось заседание Научно-методического экспертного совета по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) при управлении по государственной охране объектов культурного наследия Новосибирской области.
На заседании был рассмотрен вопрос о включении в перечень выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории Новосибирской области, сооружений станции «Ново-Николаевск» Алтайской железной дороги (см. историческую справку). Членами Совета принято решение поддержать включение данных сооружений в перечень выявленных объектов культурного наследия, расположенных в Новосибирской области, и предложено ГАУ Новосибирской области «Научно-производственный центр по сохранению историко-культурного наследия Новосибирской области» продолжить работу по дальнейшему исследованию соответствующих объектов станции «Ново-Николаевск» Алтайской железной дороги с целью последующего включения их в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Кроме того, в рамках заседания Совета были рассмотрены проект-концепция комплексного развития улицы Тополевой в Октябрьском районе города Новосибирска, представленная МУП г. Новосибирска «Институт градостроительного планирования», и проект регенерации историко-градостроительной среды объекта культурного наследия «Дом жилой» по ул. Коммунистическая, 16, на земельном участке по ул. Коммунистическая 14.
Члены Совета высказали ряд замечаний к проекту-концепции комплексного развития улицы Тополевой в Октябрьском районе города Новосибирска и предложили создать рабочую группу с целью проработки всех возможных архитектурных и нормативно-правовых проблем, касающихся реализации предложенной концепции.
Представленный директором ООО «АПМ-2002» И.В. Поповским проект регенерации историко-градостроительной среды объекта культурного наследия «Дом жилой» по ул. Коммунистическая, 16, на земельном участке по ул. Коммунистическая 14, был одобрен членами Совета.

Историческая справка
Сооружения станции «Ново-Николаевск» Алтайской железной дороги – единственный в Новосибирске образец хорошо сохранившегося комплекса станционных сооружений, построенных по единому проекту в начале XX века.
Ее появление – результат усилий руководства города, победы в упорной конкурентной борьбе с губернским центром – городом Томском, свидетельство роста экономического, административного и политического значения города Ново-Николаевска.
Строительство станции велось в 1912 – 1915 гг. на участке, ограниченном на юге городской чертой Ново-Николаевска (ныне – ул. Коммунстроевская), на севере – ул. Гавриловской (Добролюбова), на востоке – ул. Казанской (Декабристов), за западе – ул. Трактовой (Будаговская, Большевистская).
В комплекс станции «Ново-Николаевск» Алтайской железной дороги входили здание вокзала с подсобными сооружениями (складское помещение и санитарный узел), жилые дома для семей служащих станции, школа, медицинский пункт, водонапорная башня, паровозное депо «веерного типа» с поворотным кругом и другие строения. Группы объектов формировали на рельефе своеобразную ярусную композицию: первый ярус – пути и перрон, второй – вокзал и подсобные сооружения, третий и четвертый - жилые дома, водонапорная башня. Все постройки были выполнены из кирпича. Строительство станционного комплекса велось по типовым проектам, разработанным для Алтайской железной дороги.
Реализация проекта строительства линии Алтайской железной дороги по направлению Ново-Николаевск – Барнаул – Бийск – Семипалатинск и смычка Алтайского и Великого Сибирского пути непосредственно в Ново-Николаевске привела к формированию на данной территории крупного железнодорожного узла, способствовала интенсивному развитию промышленности и торговли, становлению города в качестве распределительной базы сельскохозяйственного сырья и ключевого стратегического военного объекта.
Ново-Николаевский железнодорожный узел стал стержнем, от которого в дальнейшем зависело планировочное и архитектурно-градостроительное развитие города в южном направлении.

Прикрепленный файлРазмер
1.jpg474.33 кб
2.JPG3 Мб
3.JPG3.39 Мб