КУЙБЫШЕВ (Каинск): исторический очерк

Куйбышев — административный центр Куйбышевского района с населением 45,3 тыс. человек, центр Куйбышевского района — находится на расстоянии 316 км от Новосибирска, на берегу р. Омь, притоке Иртыша, на равнине, в полосе березово-осиновых колков, которые являются переходом от луговых степей Барабы к южной тайге.

Город Куйбышев в 1990 году включен в перечень исторических поселений России. Его история началась с планов сооружения по Иртышу в начале XVIII века так называемой Сибирской линии крепостей. В Барабе один за другим были построены три постоянных русских укрепления — пасы (с 30-х гг. XVIII в. их стали именовать форпостами). Каинский пас был поставлен в 1722 г. в среднем течении р. Оми при впадении в нее речки Каинки.

К 1733 году Московско-Сибирский тракт был уже проложен через Тару, Тюмень, Тобольск, Чаусский острог. Каинский форпост, занимая срединное положение между Иртышом и Обью, связанный по реке Оми с Омском, будучи конечным восточным пунктом Иртышского бассейна, стал транзитным пунктом на пути из Омска в Томск.

Серьезных военных функций Каинскому форпосту выполнять не пришлось, и уже в 1750 году гарнизон здесь был ликвидирован. В Каинском форпосте была построена первая церковь во имя Спасителя Нерукотворного Образа. Возникшая на месте Каинского форпоста слобода Каин была перенесена на место нынешнего города в 1772 году.

В 1782 году Каинск становится уездным городом сначала Тобольского, а затем Колыванского наместничества, а с 1804 — окружным городом Томской губернии.

Население Каинска к концу XVIIIв. составляло 658 человек, в городе насчитывалось 106 частных жилых домов, 7 лавок и амбаров. Город был застроен преимущественно одноэтажными домами, часто покрытыми "берестой и дерном, некоторые даже без кровель, обросшие сверху травой...".

На систему планировочных взаимосвязей города влияли ландшафт и топография Барабинской степи, изгибы р. Оми, обусловившие конкретику каждодневных маршрутов: удобных выходов к реке, выпасам, торговым местам, направление дороги на соседнюю деревню Мошнино, других проселочных дорог. В 1834 году томским архитектором колежским асессором К. Турским был составлен, а затем и “высочайше утвержден” план города Каинска. Этот план стал основой формирования регулярной планировочной структуры города. Она определялась местоположением двух основных улиц — Московской (отрезок Московского тракта) и Иркутской (соответственно современных улиц Краскома и Коммунистической), лучеобразно расходящихся от восточного въезда в город. Их пересекали поперечные улицы Базарная (совр. ул. Куйбышева), Думская (ул. Папшева), Садовая (ул. Ленина). Торговая площадь, где находились мясные и рыбные ряды, располагалась у реки Оми и была ограничена с восточной стороны Базарной, а с северной стороны — Московской улицами. Базарная улица выходила на речку Каинку, проселочную дорогу и пруды. Торговая площадь, получившая название Базарной, была широко открыта на соседнюю площадь, где стояла деревянная церковь. Обе площади были связаны между собой по диагонали и хорошо просматривались с главных улиц маленького города.

В 1828 г. было закончено строительство церкви Успения Божьей Матери. Расположенная на пересечении главных улиц по тракту с выходом на реку, церковь стала важнейшей композиционной доминантой в спокойном силуэте купеческого города. Кроме того, быстро развивающийся город потребовал и иного положения церкви. Поэтому церковь была переименована в Успенский (Спасский) собор, а площадь стала называться Соборной.

Городовая ратуша размещалась в северной части города у реки в деревянном доме на ул. Гостинодворской (продолжение Базарной).  В этом же доме находились словесный и сиротский суды. Там же, по ул. Думской, в "ветхом деревянном общественном доме" располагалось Каинское полицейское управление, образованное в 1782 году. В квартале по ул. Иркутской находилось уездное училище и функционировала еврейская школа. Прочие "присутственные места" были разбросаны по городу, размещаясь в "разнонаемных деревянных квартирах". Магазины, "соляной, провиантский помещались в деревянных общественных строениях" на юго-восточной окраине города.

Сравнивая генеральные планы 1834 и 1866 гг., можно увидеть, как быстро развивалась центральная часть Каинска: Соборная площадь "потеряла" свою правильную квадратную форму — достроенный до планировочной полноты квартал в границах улиц Базарной, Думской, Иркутской и (Халтурина) примкнул к ней с северной стороны. Появившиеся новые торговые ряды и лавки "сломали" общность Соборной и Базарной площадей, превратив их в два самостоятельных градоформирующих объекта.

В 1870-е годы город активно застраивался в сторону реки, осваивая территорию бывшего "водопоемного" места. Кварталы, построенные на освободившейся от болота территории в южной части города, завершили планировочную композицию центральной части. В тупике между ними была построена еврейская богадельня. Разросшаяся деревня Мошнино на правом берегу реки Оми еще была самостоятельным поселением, но уже наметилась тенденция на ее объединение с городом. Город развивался в восточном направлении, параллельно с направлением тракта, захватывая при этом и северо-восточную часть, где к 1866 г. уже были построены магазины, жилые дома, военный лазарет.

Улицы назывались Московская, Полицейская, Миллионная, Моховая, Спасская, Малая, 3-я Солдатская, Аргуновская, Приютская, позже — Гондатьевская, Менделеевская, Потанинская, Думский ввоз...

Если появление Каинска было инициировано государственной политикой освоения Сибири, а транзитное положение в системе связей между Востоком и Западом способствовало его становлению, то со временем определяющую роль в развитии стали играть потенциальные возможности самого города.

К концу XIXвека в Каинске выросло несколько коренных поколений горожан. Сформировались целые династии ремесленников, промышленников, купцов. Самыми богатыми купеческими фамилиями были Ерофеевы, Масловы, Шкроевы.

К концу XIXвека в основном сложился архитектурный облик центральной части города, где, выделяясь на фоне одноэтажной деревянной застройки, купеческие дома играли важную градоформирующую роль. Это дома купцов 1-й гильдии Волкова Родиона Семеновича, Шкроева Ивана Васильевича, купца Ерофеева (два дома), "номера" семьи Лившиц.

Купеческие особняки строились на центральных улицах города. В первых этажах располагались магазины, торговые залы, во вторых — жилые помещения. Часто в первом этаже устраивался склад, а второй этаж использовался под конторские помещения. Примером такого рода могут служить дома Шкроева, Волкова, Ерофеева. Шкроев, будучи крупным виноторговцем, владея винокуренным заводом, торговал еще мануфактурой и галантереей. Его дом, построенный на пересечении улиц Московской и Базарной (Краскома, 5), имел нарядное двухцветное убранство фасадов: элементы классики (рустовка стен, подоконные филенки, арочные окна с замковым камнем над архивольтом) соседствовали с мотивами петербургской жилой архитектуры первой половины XVIIIвека.

Церковь Иоанна Предтечи была выстроена в 1906 г. на средства купчихи Шкроевой А.И., завещанные ей мужем. Традиционная одноосная симметричная композиция плана и формы ее основного объема характерны для второй половины ХIХ века.

Наибольшее развитие Каинск получил во второй половине XIX века. Однако со строительством Транссибирской железнодорожной магистрали, которая прошла в 13 км южнее города, значение Каинска заметно упало. Нахождение города вдали от основных очагов экономического развития помогло сохранить от значительного разрушения его архитектурно-градостроительную среду конца XIX -начала XX века.

В 1935 году Каинск был переименован в честь революционного деятеля В.В. Куйбышева, который здесь в течение нескольких лет находился в ссылке.

Церковь Иоанна Предтечи — единственная сохранившаяся церковь в городе. Собор был разрушен в предвоенные годы, синагога разобрана на бревна, а римско-католический костел сохранился частично, утратив при этом свое назначение. На месте купеческого Каинска возник совершенно новый социалистический город Куйбышев. Частично утрачена историческая сетка улиц в восточной части города. Из-за строительства современных жилых домов несколько изменился масштаб застройки.

Вместе с тем улицы в центральной части сохранили свое направление и первоначальный облик. Заложенные в конце XVIII века, они имеют хороший планировочный масштаб и удовлетворяют современным требованиям. Улица Краскома (отрезок тракта, бывшая ул. Московская) и сегодня остается главнейшей транзитной артерией. Сохранилось также значение улиц Краскома и Коммунистической (Иркутской) как опорных в сложившейся прямоугольно-перекрестной системе плана.

Сегодня сохранившаяся в западной части города планировочная структура, примечательные каменные купеческие особняки и городская рядовая застройка являются уникальным свидетельством культурно-бытовых традиций сибирского города. Историко-культурное наследие и особая роль Каинска в истории освоения Западной Сибири позволяют считать его своеобразным памятником истории и градостроительного искусства России середины XVIII -начала XX века.