В Сибирь по железной дороге...

История Новосибирска тесно связана с Великой Отечественной войной и железной дорогой, которая в те годы помогла всей стране выстоять и выжить. В Сибирь по железной дороге эвакуировали тысячи людей, перевозили большие предприятия, ценнейшие музейные коллекции. Эшелонами на передовую перебрасывали войска, боевую технику, провизию. Сама жизнь выдвинула лозунг: «Пост железнодорожника – военный пост». Между Новосибирском и фронтом курсировало 80 железнодорожных поездов.

Беспрерывная и слаженная работа железнодорожников вошла в историю и определила дальнейший путь развития Новосибирска, о чем и рассказывают объекты культурного наследия. Мы, конечно же, не можем здесь рассказать обо всех объектах культурного наследия, причастных к Великой Отечественной войне, но всё же обзорно … хотя и в нескольких частях.

«Паровоз, который водил машинист-новатор Лунин Н.А.» - объект культурного наследия регионального значения – памятник истории, 1941 -1945 гг., 1985 г. (ул. Ивачева, 1а).

Мемориал Славы труженикам тыла 1941 - 1945 годов - паровоз серии ФД 21-3000 бригады машиниста-новатора Николая Лунина, старшего машиниста паровозного депо Новосибирск, инициатора Всесоюзного движения за увеличение полезной работы локомотивов.

В 1942 году за усовершенствование метода эксплуатации паровозов, который позволил серьезно увеличить суточный пробег и срок службы паровоза, машинисту-новатору Николаю Лунину была присуждена Государственная премия. В приказе наркома путей сообщения говорилось, что лунинский метод в условиях войны оказался ценнейшим оборонным резервом.

В 1985 году руководство Новосибирского отделения дороги, Новосибирского локомотивного депо и передовики из числа бывших паровозных машинистов предложили сохранить паровоз ФД 21-3000 для потомков. Паровоз Лунина установили на спецпути станции Новосибирск-Главный, перед путепроводом через проспект Димитрова. Авторы проекта: знаменитый художник РСФСР А. С. Чернобровцев, архитектор Ф. Н. Бунтовский, инженер В. А. Баулин.

В годы войны лунинский метод послужил базой для перестройки работы железной дороги на военный лад. Метод лунинцев очень быстро распространился почти по всей стране. Имя Николая Лунина, основателя Всесоюзного движения за увеличение полезной работы локомотивов, вошло в историю железнодорожного транспорта. Во время войны, находясь в Москве, Николай Лунин не раз приносил в военкомат заявление от своего имени и от имени всей бригады с просьбой отправить их на фронт, на бронепоезда. Но каждый раз им отказывали с формулировкой: «Транспорт - это тоже фронт».

«Паровозное депо»- объект культурного наследия регионального значения – памятник истории, 1898 г. (Бурлинский переезд, 4).

Эксплуатационное депо Новосибирск состоит из двух зданий, построенных в 1893 и 1896 годах. В августе 1896 года предприятие получило название – «Паровозное депо с мастерскими станции «Обь». Более 400 человек работали в самом депо и железнодорожных мастерских: сборочной, вагонной, кузнечно-литейной, слесарно-токарной.

В 1940 г. в паровозном депо Новосибирска началось «лунинское движение», по имени машиниста Николая Александровича Лунина, который проявил инициативу по экономии средств на ремонте паровоза силами самой бригады паровоза. Особенно широко оно распространилось в годы Великой Отечественной войны. За этот почин и за ударный труд на транспорте 10 апреля 1942 г. Лунину Н.А. было присвоено звание Лауреата Государственной премии, а в 1943 г. - звание Героя Социалистического Труда.

Еще один знаменитый работник депо ‒ Константин Сергеевич Заслонов, который работал в депо с 1935 г., а с началом войны добровольцем ушёл на фронт. Он был направлен в тыл к немцам и начал там активную «рельсовую войну», за время которой было пущено под откос 6 эшелонов, взорвано 170 паровозов, уничтожено более 400 солдат противника. К.С. Заслонов погиб в одном из боёв. 7 марта 1943 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).

Во время войны в депо был построен бронепоезд «Советская Сибирь», состав экипажа был укомплектован работниками депо и отправлен на фронт.

Здание депо - это действующее предприятие, обслуживающее локомотивы и электропоезда.

«Здание клуба железнодорожников, в котором в 1926-70г. проходили культурные мероприятия городского масштаба» - объект культурного наследия регионального значения – памятник истории, 1926 г. (ул. Дмитрия Шамшурина, 39).

В годы Великой Отечественной войны железнодорожный клуб на станции Новосибирск стал учетно-распределительным эвакуационным пунктом - эшелоны с ранеными красноармейцами прибывали на станцию Новосибирск, потом их направляли в распределитель, а уже оттуда солдат развозили по городским госпиталям. В 1943 году, когда ход войны изменился в пользу Красной армии, в здании клуба «Транспортник» начали показывать кинофильмы и проводить культурные мероприятия.