Перечень выявленных объектов культурного наследия пополнился!

В мае - июне 2024 года специалистами отдела научного учета ГАУ НСО НПЦ были проведены историко-культурные исследования объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия «Башня водонапорная» (Новосибирская область, Мошковский район, р.п. Мошково, ул. Железнодорожная, рядом с домом № 15), 1903 г.
24 июня 2024 года государственной инспекцией по охране объектов культурного наследия Новосибирской области приказом №75-НПА объект был включен в перечень выявленных объектов культурного наследия.
Увидеть воочию новый объект культурного наследия можно по адресу: Новосибирская область, Мошковский район, р.п. Мошково, ул. Железнодорожная, рядом с домом № 15.
Расскажем о его истории, тесно переплетенной с историей возникновения населенного пункта: возникновение посёлка Мошково обязано строительству Транссибирской железнодорожной магистрали. В 1896 году для обслуживания железной дороги сформировались узловые и промежуточные станции. Уже в ходе строительства дороги, по мере начала временного движения, обозначилась проблема её низкой пропускной способности. Комиссия, созданная для решения вопроса повышения пропускной способности дороги, пришла к выводу, что главным условием превращения железной дороги в мощный транзитный путь является существенное повышение скорости поездов.
Комиссия предложила комплекс мер, направленных на повышение пропускной способности железной дороги. По существу, потребовалось приступить к коренному переустройству всего железнодорожного хозяйства.
Вследствие этого сооружения специального инженерного назначения – водонапорные башни, стали строить повсеместно в полосе отвода железной дороги, вне сложившейся квартальной сетки улиц по специально разработанным типовым проектам. Они являлись частью железнодорожных комплексов. Как правило, строилось по одной башне на станцию. Восьмиугольные в плане башни имели первый этаж каменный, чтобы выдержать вес бака с водой, второй, в целях экономии, – деревянный. Башни предназначались для наполнения определенных емкостей локомотивов водой и санитарного водоснабжения.
Исследуемая водонапорная башня введена в эксплуатацию в 1903 году.
Железнодорожная станция Мошково первоначальное название имела – станция Анисимова и упоминается в списке населенных мест Томской губернии 1904 года «Станция Анисимова Сибирской железной дороги расположена в 36 верстах от волостного правления (село Ояш) и в одной версте от реки Крутой Балты». Здание старого вокзала было построено в 1896 году и было одноэтажным, рассчитанным на 50 пассажиров.
Село Алексеевское, в настоящее время р.п. Мошково, образовано в 1896 году. Возникновение села явилось прямым следствием строительства Транссибирской магистрали. Назначение станции Мошково как узловой определило быстрый рост с. Алексеевское, становление его как волостного центра.
В 1907 году за линией железной дороги образовался посёлок Романовский, где появилась первая улица Петровская (Колхозная).
В 1916 году село Алексеевское становится административным центром 1-й Алексеевской волости.
Образование в мае 1925 года Сибирского края и разделение его на округа и районы упразднило прежнюю губернскую систему. Алексеевская волость стала Алексеевским районом, который вошел в состав Новониколаевского округа.
В январе 1930 году в селе Алексеевском организуется колхоз имени Сибкрайкома ВКП(б).
На основании постановления ВЦИК от 7 июня 1933 года Алексеевский район получил название Мошковский. В 1933 году село Алексеевское было переименовано в Мошково, взяв имя у расположенной в селе станции на Транссибирской магистрали.
Башня водонапорная является редким сохранившимся примером сооружения производственного назначения архитектуры железнодорожных комплексов конца XIX-начала XX веков, возведенных по типовым проектам, разработанным специально для различных участков сибирских железных дорог.