Объектов культурного наследия в Новосибирской области стало больше!

В мае - июне 2024 года специалистами отдела научного учета ГАУ НСО НПЦ были проведены историко-культурные исследования объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия «Монумент трудовой и боевой Славы завода «Сибсельмаш». 9 июля 2024 года государственной инспекцией по охране объектов культурного наследия Новосибирской области был издан приказ о включении монумента в выявленные объекты культурного наследия и утвержден предмет охраны.
Монумент «Труженикам Сибсельмаша» расположен на территории завода Сибсельмаш.
История:
первоначально монумент задумывался и был установлен к 50-летию Октябрьской революции в 1967 году. Это был комплекс из бассейна, окруженного цветниками и стелы, установленной на постаменте, о чем свидетельствует надпись и памятная доска на нем.
В преддверии подготовки к 50-летию завода «Сибсельмаш», в 1979 году разрабатывается монументально-художественное оформление площади перед главной проходной (автор проекта заместитель главного архитектора В. Верещагин), чтобы насытить территорию главной заводской площади монументальной наглядной агитацией. Принимается решение перед стелой установить скульптуру, за стелой, с северной стороны п-образную плоскость с барельефами, с западной стороны пять пилонов с барельефами, автором которых является новосибирский скульптор В. Н. Синько. На барельефах имеются автографы, с указанием фамилии автора и года исполнения.
Монумент расположен на центральной оси движения через проходную, по которой шло основное движение трудящихся. Специфическая экспозиция пространства, растянутого вертикально, включает: прямоугольную бетонную чашу бассейна, с размещенным с северной стороны, по оси, постаментом и стелой на нем, скульптурой, установленной с южной стороны к стеле, а также стоящих в ряд, с западной стороны, пяти пилонов, вдоль чаши бассейна. За рядом пилонов сохранилась рядовая посадка возрастных «голубых» елей, выгодно подчеркивающих и создающих особый парадно-величественный вид композиции в целом.
Стела со скульптурой расположена на невысоком прямоугольном постаменте, выполненном из бетона, в торцевой части которого с южной стороны всех входящих приветствует лозунг: «ТРУДУ И ПОДВИГУ - СЛАВА!». С северной стороны на постаменте памятная надпись гласит: «ВОЗДВИГНУТ В 50-Ю ГОДОВЩИНУ ВЕЛИКОГО ОКТЯБРЯ».
Стела и скульптура служат высотной доминантой и смысловым центром всей композиции. Скульптор, используя привычные для него пластические формы, изображает человеческую фигуру, которая является, собственно, пластической аллегорией человеческой силы воли, выраженной в парящей статуе, словно осеняющей вечный подвиг людей – их труд.
Такие элементы как, существующая стела, фон, поле обзора, ракурс, малая информативная насыщенность свободного пространства территории двора проходной задавали автору определенные условия. Чаша бассейна, расположенная в центре, повторяет геометрию пространства, увеличивает объем и усиливает эффект доминирования стелы, которая отражаясь в глади воды, приобретает в два раза большую высоту, парящий силуэт. Симметричные грани стелы одинаково смотрятся с разных визуальных точек, органично вливаясь в структуру заводской проходной. Определенную трудность составляло соединение стелы с массой скульптуры. Автор удачно справляется с поставленной задачей и создает величественную статую.
С запада, севера и востока стелу «опоясывают» барельефы исполненные на п-образно решенной плоскости. С западной и восточной сторон которых скульптор в символической художественной форме повествует о важных исторических периодах: страшных годах Великой отечественной войны, когда мужчин, большую часть коллектива, проводили на фронт, и тем, кто остался, женщинам, детям, старикам предстояло сутками, не отходя от станков доблестным трудом работать на благо великой победы, а также послевоенном мирном времени, изображенном скульптором в виде матери с младенцем и парящим над ними голубем и группой трудового коллектива, взглядами направленного в свободное и счастливое будущее, которое предстояло создать путем интенсивного совершенствования технологий и организации производства в кратчайшие сроки. Историческую значимость и содержательную программу творческого трудового подвига заводчан автор выделяет советской символикой в виде серпа и молота на фоне лучей солнца и надписью: «Слава тем, чей разум и руки куют величие родины», расположенном в торцевой части, с северной стороны, между протяженными барельефами.
Поодаль на небольшом расстоянии с западной стороны площади, установлены в ровную линию пять барельефов, размером 2,5 х 1,1 м, отстоящих друг от друга на одинаковом расстоянии. Каждый барельеф представляет отдельную профессию с атрибутами, в виде людей, которые демонстрируют род деятельности на предприятии, чей род занятий важен и значим, говоря тем самым, что вклад каждого отдельного труженика создает общее успешное дело. Автор ставит труд кузнеца, солдата, сварщика, инженера и простого рабочего в один почетный ряд. На каждой фасадной части этих отдельно стоящих барельефов предусмотрены мемориальные таблички, с именами и фамилиями ударников труда, выполненные из нержавеющего металла. Многие таблички в настоящее время утрачены, остались места крепления.
Несомненно, все барельефы и скульптура выполнены одним автором в единой стилистике. В монументальных формах прослеживается некоторое утрирование деталей, небольшая сознательная деформация, дающая повышенную экспрессивность – это есть особый мир форм, используемый скульптором для более полной передачи идеи художественного образа героического подвига трудового коллектива.
Интересны техника выполнения и композитный материал из которого были отлиты барельефы. В составе просматриваются частицы металла, возможно алюминия, за счет которого яркий солнечный свет «играет» на поверхности благородным металлическим блеском. Выбором такого необычного материала автор хотел подчеркнуть основным направлением деятельности предприятия вид – это сельскохозяйственное машиностроение и оборонная промышленность.
Содержание монумента менялось в ритме истории, созданный первоначально художественный образ со временем пополнился и расширился, что создало итоговый полный образ монумента советского периода.